! Уважаемые студенты, следите за свежими новостями факультета в телеграмм-канале ФЛ МАДИ !

 

График работы деканата: понедельник-пятница с 10:00 - 18:00 (обеденный перерыв с 13-14)

 

Наши контакты: тел.: 8(499)155-04-79, почта: fl@madi.ru

Доцент кафедры «ПТР на транспорте», к.э.н. Андрей Моисеевич Голубчик дал комментарий интернет-изданию «Свободная пресса» о развитии Северного морского пути 

24 января 202213:32

Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что 20 судов оказались заблокированными во льдах Арктики в конце 2021 года из-за несогласованности действий с Минтрансом, поэтому администрирование Северного морского пути (СМП) должно полностью перейти к госкорпорации.

«Росатом» стал инфраструктурным оператором СМП в 2018 году. Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику пути, но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий. Ведомству удалось сохранить за собой право выдачи разрешений на проход судов по Севморпути, а атомной монополии отошли функции по развитию инфраструктуры на этом маршруте.

На практике оказалось, что такое разделение обязанностей порой приводит к неприятным последствиям. 19 ноября стало известно, что на СМП образовалась «пробка» — караван судов с северным завозом был отправлен без ледокольного сопровождения и оказался заблокирован в тяжелых ледовых условиях.  После ЧП пришлось экстренно направлять три ледокола для вывода судов из затора, причем для этого их сняли с других работ, согласованных с частными компаниями, например, НОВАТЭК и «Норникелем». В результате караван был выведен только 7 декабря.

Несмотря на этот инцидент, который продемонстрировал всю сложность использования Севморпути, в «Росатоме» убеждены, что он к 2035 году сможет стать полноценным национальным и международным транспортным коридором, который будет конкурировать с маршрутом через Суэцкий канал. Транзит из Европы в Азию по СМП, по подсчетам экспертов госкорпорации, будет на 19 дней быстрее и на 20−25% дешевле.

К 2024 году грузопоток по этой магистрали должен вырасти более чем вдвое, до 80 млн. тонн в год, согласно майскому указу Владимира Путина от 2018 года. В 2021 году грузопоток составил 34,85 млн. т. Он может быть увеличен за счет проектов НОВАТЭК по производству сжиженного природного газа (СПГ), «Востокугля» Романа Троценко и нового мегапроекта «Роснефти» «Восток Ойл».

Зарубежные эксперты оценивают перспективы Северного морского пути менее оптимистично. Директор и научный руководитель Института экономики морских перевозок и логистики в Бремене Буркхард Лемпер считает, что производственные издержки на северном маршруте оказываются существенно выше, чем на южном. Ледокольная проводка грузов заметно повышает стоимость транзита, к тому же, снижается скорость движения контейнеровозов, так что хотя длина маршрута сокращается, время пребывания в пути увеличивается, а каждый день работы таких судов стоит очень дорого.

Доцент кафедры «Правовое и таможенное регулирование на транспорте» МАДИ, к.э.н. Андрей Моисеевич Голубчик дал комментарий интернет-изданию «Свободная пресса» о развитии Северного морского пути.

Андрей Моисеевич: — Северный морской путь — это наш политический фетиш, национальная идея-фикс. Помимо того, что мы в советские годы традиционно обеспечивали этим путем то немногочисленное население, что там обитало, лет 15−20 назад у нас начали говорить о том, что это транзитный маршрут, который может составить конкуренцию Суэцкому каналу.

Конечно, на самом деле ни о какой конкуренции речи быть не может, а вот о перевозках грузах — вполне. Мы видим, что объемы перевозок регулярно растут. Но транзит, о котором грезят наши теоретики от транспорта, невозможен, потому что нелогично гнать тяжелым, очень сложным и не всегда предсказуемым северным маршрутом дорогостоящие грузы. Для этого нужно быть или очень большим оптимистом, или не дружить с головой.

Тем не менее, объем грузоперевозок по этому региону есть. Он увеличивается, особенно с НОВАТЭКовской историей, развитием проекта «Ямал СПГ» и порта в Сабетте. Если начнет функционировать порт «Индига», это еще один плюс в эту копилку. Так что маршрут вполне рабочий.

Технологически работы Севморпути обеспечивают ледоколы «Росатомфлота». Они самые мощные, других таких просто нет. «Росатом» под эти проекты заказывает строительство новых ледоколов, это серьезная процедура. И очень долгое время именно они полностью администрировали все движение по СМП.

Но несколько лет назад Минтранс вдруг вспомнил о своих регулирующих функциях, топнул ножкой и возжелал тоже участвовать в этой истории. Теперь выдача разрешений на проход по Северному морскому пути — это прерогатива Минтранса. То, что произошло в ноябре — следствие такого разделения ответственности.

Не боюсь сказать, что профессионалов в Минтрансе очень мало. Их число неукоснительно стремится к нулю. Зато там много менеджеров и других амбициозных товарищей. Еще бы, ведь выдача разрешений — работа серьезная и важная, и есть много желающих ей заниматься. В итоге мы получили то, что получили.

Все это однозначно должно находиться в одних руках. В чьих именно — я не готов сказать. Но отмечу, что всю технологическую работу на сегодняшний день осуществляет «Росатомфлот», это структура «Росатома».

«Свободная Пресса»: — Но развитие Севморпути имеет перспективы?

Андрей Моисеевич: — Несомненно. Правда, мы должны понимать, что проводка ледоколами стоит очень дорого. Но чем больше судов будет двигаться по этому маршруту, тем дешевле будет стоить проход одного корабля.

Сегодня судовладельцев, особенно иностранных, отпугивает то, что у нас мало ледоколов и непонятно, смогут ли они обеспечивать прохождение маршрута. На что мы отвечаем, что ледоколы построим, но нам нужен грузопоток. Это замкнутый круг, и разорвать его можно, только демонстрируя реальное желание работать в этом направлении.

«Росатомфлот» эту работу сегодня делает. Можно зайти на сайт компании и посмотреть информацию о существующих ледоколах, о планах на обновление ледокольного флота.

У ТЭК есть серьезный интерес к созданию перевалочного хаба для сжиженного газа на Камчатке. Тогда упростится логистика по вывозу СПГ из Сабетты. Там много чего интересного задумано, но все это тесно связано именно с функционированием СМП.

Поэтому Севморпуть — это тема перспективная. Она имеет право и на политическое, и на коммерческое существование. Но однозначного никакого Суэцкого канала даже на 10% здесь не будет.